Часть 3 Как эффективно начать урок английского языка с группой детей, только начинающих изучать язык?

Такой «черной дырой» для группы юных англичан является визуальная наглядность-опора, а именно черно-белая или цветная иллюстрация, в виде рисунка или фотографии, скачанная из сети Интернет, из раздела Картинки или Images и распечатанная на принтере на бумаге формата А4. Для долговечности таких карточек, их можно вставлять в полиэтиленовые файлы формата А4 и систематизировать и хранить в больших офисных папках. На карточках изображены предметы или их действия, являющиеся визуализацией лексических единиц. Лексическими единицами в нашем случае являются новые слова, изучение которых входит в цель и задачи вашего урока.

О визуальной наглядности сказано достаточно много. Тем не менее визуализация еще не в полной мере осознана учеными. А.А. Вербицкий понимает визуализацию как свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ. Этот образ может быть развернут и использован в качестве опоры для наших мыслительных и практических действий. Почему же картинка так привлекает и даже завораживает, в отличие от письменной информации? Согласно одному из объяснений, наш мозг считывает данные в виде рисунка сразу, а текст – последовательно, символ за символом, так как каждая отдельная буква воспринимается мозгом, как отдельное изображение, соответственно чтение текста является более длительным и трудоемким процессом.

Итак, к практике. Вы встаете перед классом, держа в руках стопку таких карточек, показываете первую и тихим, спокойным голосом призываете своих учеников взглянуть на нее. Наступает относительная тишина, большинство глаз любопытно смотрят на картинку. Теперь дети ваши. Они отвлеклись от своих дел. Они смотрят в нужную вам сторону и искренне хотят понять зачем вы им это показываете. Сейчас главное не упустить момент и предложить интересное задание. Таких в арсенале учителя должно быть хотя бы с десяток. Вот самые основные из тех, которые безотказно работают на моих уроках:

  1. Покажите карточку и предложите угадать слово. Даже если дети угадывают на своем родном языке из-за полного отсутствия или скудного лексического запаса, ничего страшного. Ведь они вовлечены в учебную деятельность и активно пытаются решить поставленную перед ними задачу. Когда слово угадано верно, назовите его по-английски.
  2. Повторите за учителем три раза каждое слово (как можно громче, как можно тише, средне).
  3. Изобразите смысл слова движением тела, жестом или мимикой.
  4. Сделайте то же самое, что и в пункте 3, но отметьте победителя.
  5. Уберите карточки за спину и предложите вспомнить слова в режиме «мозговой штурм».
  6. Разделите детей на две команды. Выиграла та команда, которая вспомнила больше слов.
  7. Разложите слова на полу, указывайте вразнобой на карточки, дети называют соответствующее слово и изображают его.
  8. Предложите закрыть глаза. Переверните одну карточку картинкой вниз. Дайте команду открыть глаза и назвать спрятанное слово или изобразить его.
  9. Предложите попрыгать по карточкам, как по классикам и назвать соответствующее слово.
  10. Показывайте карточки очень быстро. Дети должны успевать называть соответствующие изображению слова.

Таким образом, в этих упражнениях задействовались несколько видов памяти: зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная, произвольная и непроизвольная. Стимулировались оба полушария головного мозга: левое, отвечающее за логику и правое, творческое. Не отвертишься. Теперь дети как следует настроены на дальнейшую учебно-творческую деятельность, а учитель расслаблен и весел.

Существуют ли еще какие-либо беспроигрышные варианты начала урока? Об этом в следующей статье.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s